Back to top

Труды по теме «Философия права»

2006

1. Техносоциальные основания естественного права // Философия и право: материалы Международной научно-практической конференции, 28 февраля 2006 года. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2006
Исходным содержанием естественного права является право на жизнь. Его не требуется прописывать и принимать, поскольку оно является всеобщим атрибутом существования живого. Право на жизнь не может быть ни разрешительным, ни запретительным, потому что жизнь не требует разрешения и не может быть запрещена; жизнь объективно вообще никак не регламентирована. Наличие проблемы права на жизнь обусловлено противоречием между всеобщим стремлением к жизни (ее индивидуальному сохранению и родовому продолжению), с одной стороны, и объективной индивидуальной и родовой ограниченностью, – с другой. К сфере природной жизни такая постановка вопроса неприменима, в природе проблема права не возникает, так как существование природы не имеет субъектного выражения, поскольку любой предмет природы, в том числе и все живые существа, всегда входит в качестве частичного элемента в какую-либо другую, более широкую предметность, то есть он не обладает суверенностью существования. Лишь вся биосфера представляет собой завершенное целое, но не является субъектом в силу отсутствия субъектной пары, субъектного противостояния.
Право на жизнь возникает только в обществе, потому что стремление к выживанию является всеобщим (таким стремлением обладают все), а возможностью выживания, то есть полного проживания всей жизни, – не все. Однако сам по себе дефицит ресурсов жизни необходим, но недостаточен для возникновения правовых отношений. Другим основанием права является совместность человеческого существования. Здесь противоречие в том, что в совместной жизнедеятельности участвуют все (непосредственно или опосредованно), а выжить могут не все. Следовательно, объективно кто-то является целью совместной деятельности, а кто-то только ее средством, то есть одна жизнь расходуется ради поддержания другой жизни.

2002

2. Нормативность человеческого действия: управление в контексте техносоциальной формулы // Управление: интеллект и субъективность: Материалы межвузовского научного семинара / Под ред. О.Я. Гелиха, К.С. Пигрова, О.Д. Шипуновой. - СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2002. (С. 130 - 144)
Отличие человеческого существования от животного, в конечном счете, сводится к выживанию за пределами естественно-природного равновесия, благодаря способности человека находить дополнительные ресурсы в окружающей природной среде. Но главным таким ресурсом, изначально-обязательным и исторически-всеобщим, явился человеческий труд, но не самого человека, а другого человека, т.е. чужой человеческий труд, созданная самой природой готовая рабочая сила. И только при наличии такой (чужой) рабочей силы оказалось возможным использовать другие предметы и процессы природы. Образно говоря, для того, чтобы “поймать” силы природы и заставить их “работать”, человек должен был сначала поймать другого человека и заставить его трудиться. Следовательно, стержневую основу так называемого технического прогресса, понимаемого как прогресс в подчинении природы человеку, составляет прогресс в подчинении человека человеку. А поскольку “оба” человека – разумные существа, то это стремление превратить другого в свое средство сугубо взаимно, а потому и технический прогресс в этом плане двусторонен, симметричен, что наглядно выражается в непреходящем соревновании снаряда и брони, замка и отмычки и т.п.
Цивилизованный человек обладает интеллектом, его поведение регулируется нормативностью, вырабатываемой, обговариваемой, обеспечивающей опосредованность, произвольность поведения. В этом, прежде всего, и выражается субъективность. Образуется треугольник: интеллект, цели, нормативы, – вот содержание человека.
Итак, в общественной жизни человека есть цели и нормы. Интеллект – это условие нахождения средств жизни в рамках общественных нормативов и индивидуальных возможностей. Соответственно, общество, как бы это ни казалось унижающим человека, есть совместно функционирующие организмы, наделенные интеллектом (разумом) и субъективностью, т.е. осознанностью своих индивидуальных интересов и переживанием по поводу их реализации во взаимодействии с другими индивидами.

2001

2000

1999